Duodji приносит свои плоды

Интервью из журнала «ПРОРЕЗ» было взято в 2014 году. Оно не потеряло актуальности и дает пищу для размышлений. Особенно в области саамского рукоделия.

Не хотелось разрывать на куски всю статью, поэтому публикуем ее полностью со ссылкой на журнал.

На одном остановлю ваше внимание, о чем говорит Игорь:

надо особо отметить, что мастера у саамов не концентрируются на определённом виде утвари или ноже — они должны качественно уметь делать всю саамскую утварь. Так было у них испокон веков. Саамы были искусными мастерами. Причём все. Этнолог Кельсиев в 1876 г. в своих работах про это упоминал, изучая быт саамов у нас, на Кольском полуострове. Ведь на всей утвари был декор, например резьба или вышивка…Однако всё меняется, и к 2001 г., когда приехал Йен, мы собрали группу «увлекающихся рукоделием», в которой из 10 человек был лишь 1 саам. Остальные коми, я-русский, ну и другие народности в том числе. Вот такая тенденция прослеживается — угасание интереса к своим корням.

Нож Баруткин Игорь

Игорь Витальевич Баруткин  занимается ремеслом Duodji* народности саами уже более 14 лет. Живёт в саамском селе Ловозеро Мурманской области, куда он переехал вместе с родителями в 1973 году. В то время ему было всего 6 лет. Село это древнее. Основано более 700 лет назад. Хотя современные археологические исследования дают основания предполагать, что на самом деле люди обитали в этих древних местах ещё раньше и это поселение имеет более древнюю историю.

Корр.: Игорь Витальевич, расскажите, как Вы постигали азы мастерства, с чего всё начиналось? 

Я обучался у Норвежского мастера Йена Оле Андерсона (Jon Ole Andersen) из города Карасьёк (Karasjok), что в Норвегии. Он был тогда уже достаточно пожилым человеком. И решил передать своё мастерство мне и нашим сельчанам. Он приезжал в наше село, ибо мы с Карасьёком, где он живёт, побратимы и считаемся центрами проживания саамов. У них по Скандинавии (Финляндия, Швеция,Норвегия), ну а мы в России-по Кольскому полуострову.
Вообще, первый свой нож я выковал из гвоздя длинной 2000 мм в 4-м классе, АЖ В 1977 г. Как сейчас помню. А гарду к ножу мне приварили в мастерских совхоза из куска электрода. В 6-м классе я сделал себе уже настоящий нож, с рукоятью из оленьего рога и сшил к нему ножны. У нас считалось неприличным не иметь свой нож для рыбалки или походов в лес. Клинок выточил тоже сам из Р5М6, или «Рапида», как мы называли тогда эти полотна. Но всерьёз я начал заниматься саамским рукоделием только в 2000-х годах.
Прошли эти тяжёлые, как и для многих в нашей стране, 90-е. Кем я только тогда не работал. Жили бедно, не скрою, многие пили «за безнадёгу». Вот тогда, в 90-е, к нам стали привозить «гуманитарку» из Норвегии, Финляндии и Швеции. Те же самые саамы и привозили. Кстати, у многих наших саамов там жили и живут родственники, которых «разрезала» граница в 20-х годах прошлого столетия. Они с удовольствием покупали наши изделия в национальном стиле. Был и есть при нашем местном саамском культурном центре магазин, где кстати, торгуют до сих пор.

Корр.: Очень интересно. Как говорится, лиха беда начало. А что же дальше? Ведь любой бизнес требует продолжения… 

В 1999 г. я сделал для пробы кулон из капа и продал его. Потом сделал ложку, потом другую, потом куксу (чашка в переводе с финского). В общем, неплохая была финансовая подпитка, так как на официальной работе платили мизерную зарплату. А в 2001 г. приехал Йен Оле Андерсон со своим проектом обучения наших саамов ремеслу Duodji. Кстати, надо особо отметить, что мастера у саамов не концентрируются на определённом виде утвари или ноже-они должны качественно уметь делать всю саамскую утварь. Так было у них испокон веков. Саамы были искусными мастерами. Причём все. Этнолог Кельсиев в 1876 г. в своих работах про это упоминал, изучая быт саамов у нас, на Кольском полуострове. Ведь на всей утвари был декор, например резьба или вышивка…Однако всё меняется, и к 2001 г., когда приехал Йен, мы собрали группу «увлекающихся рукоделием», в которой из 10 человек был лишь 1 саам. Остальные коми, я-русский, ну и другие народности в том числе. Вот такая тенденция прослеживается-угасание интереса к своим корням. 
Тут нужно отметить, что свой след в забвении своих корней оставил Великий переезд коми-ижемцев через Белое море в конце 19-го века, когда они уводили на Кольский полуостров свои стада от «копытки»-смертельной болезни для оленьего стада. Это сыграло пагубную роль в сохранении культурных традиций Кольских саамов. Поэтому как при ассимиляции на новых местах культура саамов на Кольском полуострове со временем была почти утрачена.

Корр.: Всё-таки, Игорь Витальевич, давайте вернёмся к Вашему ножевому творчеству. Откуда Вы берёте идеи и на чём основана стилистика Ваших работ? 

Я понимаю Вас, но всё же должен сказать, что историки называют саамов «шумерами» Севера. Они утверждают, что древние саамы жили на этой земле ещё до нашей эры. Так в 1 веке н. э. римский историк Тацит писал об их быте и занятиях в своём труде «Германия» («De origine, situ, moribus ac populis Germanorum»-» О происхождении, расположении, нравах и населении Германии»). Это географический и этнографический очерк о жизни древних германцев и о расположении отдельных племён.-Прим. ред.). Интерес к лапландцам объясняется ещё и тем, что их авторитет чародеев и кудесников в те времена был необыкновенно высок. Даже в финском эпосе «Калевала» мать Лемминкяйнена предостегегает сына от поездки в Лапландию. Кстати, сами западные саамы считают самыми сильными колдунами именно ловозерских саамов. Так, что наверное, во всех моих работах я стараюсь воплощать историю этого этноса. Как, например, шаманский бубен, который я сделал несколько лет назад.
Так вот, после обучения у Йeна я занялся параллельно с основной работой рукоделием Duodji вплотную. В 2004 г. состоялся конкурс саамов региона Баренцева моря, организованный музеем Варангерботна (Varangerboten), в котором участвовал и я. Один из моих ножей был выкуплен музеем Осло. Также есть мои изделия в музеях Мурманска и Карасьёка.
До 2007 г. я продавал свои изделия в основном в Норвегию пока не вышел через великий и могучий Интернет на наш отечественный ножевой «мегасайт». Мои ножи изготавливаются в этностиле, присущем саамам Скандинавии.В основном в «северной» стилистике, т.е. севера Швеции и Норвегии. Обычно я использую традиционные для таких работ материалы-сувель и кап берёзы, рог северного оленя, кожу растительного дубления-оленью, а также лосиную и телячью. Элементы резьбы также свойственны саамскому этносу.

Корр.: А какими материалами и инструментами Вы пользуетесь для изготовления Ваших удивительных работ? 

Мастерская у меня, как говорится, «гаражного типа». Но мне хватает, хотя я планирую её развивать. Из материалов, которые мне «по дружбе»поставляют знакомые, использую в основном рог северного оленя-быка. Причём рог беру или сброшенный после гона, или перед самым их сбросом. Материал редкий, ибо со стада в работу идёт не более 5% от его численности. Также в работу идут кап и сувель берёзы, серебряная проволока для заклёпок, кожа оленя ручного дубления на коре берёзы, ивы или ели и выделки ручной же. Иногда использую «финскую»кожу на ножны и ещё кожу лося или оленя ручной выделки. Рукоять всегда делаю сквозным монтажом на гайку м4, реже применяю технологию сквозного монтажа и расковки. Рукоять, как правило, наборная или монолитная.
Резьбу по рогу делаю так. Сначала рисую простым карандашом по финишной поверхности рисунок, потом режу. Сначала делаю прорез в одну сторону, потом в другую, так, чтобы получилась канавка в виде буквы » V «. Затем либо втираю в углубление художественные мелки, либо наношу акриловую краску. Лишнее осторожно убираю, пока краска не засохла совсем. Потом уже полирую окончательно. Работа трудоёмкая и ответственная, так как ошибок не терпит. Найти рог под цельные ножны довольно сложно. Такой большой рог и прямой и широкий-достаточно большая редкость даже в этих 5% от стада. Вот и приходится выгадывать каждые доли миллиметра.
А из инструмента могу лишь перечислить: шлифмашина «Макита» с лентой 610-100 мм, дремель, гравер, самодельные резцы по рогу, ленточная пила, сверлильный станок, ну и дрель, тиски, струбцины и ювелирные очки. Ещё стружкоотсос с системой вентиляции и вытяжка. Вот основное оборудование.

Корр.: Расскажите поподробнее о различиях саамских стилей в оформлении утвари и в частности ножей и ножен. 

Саамский стиль в утвари не единообразен. Например, есть северный, поморский (это побережье Баренцева и Северных морей), есть южный финский, а также шведский или норвежский. В каждом стиле свой отпечаток, который оставили основные базовые народности, проживающие в этих странах, а также образ жизни этих саамских поселений-охота, оленеводство или рыболовство. Но объединяет все саамские стили их характерный почерк. Это заметно в «статусных», так сказать, «парадно-выходных» ножах. И особенно это заметно в оформлении ножен. Ножны для таких ножей делают из рога северного оленя, либо полностью из него, либо только в нижней половине, а вот в верхней используют кожу лося, телёнка или оленя-быка специальной выделки.
На роге в обязательном порядке присутствует национальная резьба, свойственная только этому северному народу. Особым «шиком» в декоре считается присутствие изображение животного или гравюры природы. Рабочие же ножи имеют обычно рукояти из капа или сувели северной берёзы, ножны из кожи оленя, лося или же телёнка. Стоит отметить, что и «парадно-выходные», и «статусные», и рабочие ножи- все имеют острые и удобные клинки, которые всегда можно пустить в работу. Одной из крепких ругательных фраз, наносящих сильную обиду сааму, считается упоминание о тупости его ножа. Посему ножи у саамов всегда и всюду в идеальной рабочей форме и функциональны. Рукояти на всех саамских ножах имеют навершие в виде»грибка». Подвесы на ножнах делаются из двух, чаще из трёх полосок оленьей выделанной кожи, скрученных между собой. Оленья кожа отличается невероятной крепостью «на разрыв» и эластичностью, при этом оставаясь достаточно тонкой. Изделия из кожи шьют в основном оленьей жилой, как мембраны на шаманские бубны, так и ножны, одежду и пр.

Корр.: А чем ещё могут похвастаться мастера народов саами? 

Ну, например, предметами бытовой утвари, которые традиционно делаются из сувели и капа берёзы. Это кукси, различные тарелки, подносы (гарри) для рыбы и ягод, «молочники»(нахппи) для доения олений с длинной рукоятью, фляги для соли, которые после правильной обработки можно использовать для хранения, например, спирта, кстати, ранее их использовали в качестве пороховниц. Ещё иглы для вязания и починки сетей делаются, между прочим, из кости оленя. Это, конечно же, не полный список саамской утвари. Как и всякий народ, ведущий до недавнего времени полукочевой образ жизни, саамы имели вещи практичные, лёгкие и, по возможности, многофункциональные, надёжные и радующие глаз.

ПроРез14-3Беседовал Иван Филлипов.
«Прорез» 3.2014.
Фото изделий И.В. Баруткина

_________________________________________________________________

*Duodji — саамское рукоделие

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s