Памяти участникам Великой отечественной войны

Горькие страницы Великой Отечественной войны для нашей страны коснулись множество семей. На долю моих родственников, как по материнской линии, так и по отцовской, то же выпало сполна пережить тяготы военных лет —
мужчинам на фронте, женщинам в тылу.

Участники ВОВ: Сорванов Артамон Александрович, сын деда Александра, мой дядя.

Фронтовое фото №7 — 1942 год.
Ушёл на фронт в возрасте 29 лет, оставив в Ловозере жену Акулину с тремя малолетними детьми – Клава (с 1936 г.),
Галя (с 1938 г.), Егор (с 1941).

Фото №8 1945 год.
Благополучное возвращение с фронта.На руках держит дочь Галю. Это фото, в
многократно увеличенном виде, встречало
долгое время посетителей при входе в
Ловозерский краеведческий музей (в прежнем здании).

Труднее всего, наверно, было моей бабушке по отцовской линии Александре Михайловне Захаровой. Она проводила на фронт трёх своих сыновей: Терентия, Егора, Ивана. Позже, после войны, она неоднократно повторяла: «Сила моей материнской молитвы вернула сыновей живыми и без ранений». Она верила в это, а мы верили ей. Сыновья бабушки Александры- участники ВОВ: Захаров Егор Андреевич, 1908 г. рождения, место рождения село Ловозеро, мой отец.

Фото №9 (чёрно-белое).

Ушёл на фронт в возрасте 33 лет. В тылу оставил жену Анну с малолетними детьми – Феня (с 1935 г.), Маша (с 1940 г.)

  • Выписка из военного билета: Серия Э № 81071:
  • Призван по мобилизации Кировским Райвоенкоматом 15 ноября 1941 года.
  • Второй олений транспорт – стрелок с ноября 1941 по август 1945 года.
  • 35-ый гвардейский стрелковый — стрелок с августа 1945 по октябрь 1945 года.
  • 20 октября 1945 года – демобилизован по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 25 сентября 1945 года.
  • Принял военную присягу при 2 оленем транспорте 12.12.1941.
  • Имеет ли ранения и контузии. Не имеет.
  • Имеет ли правительственные награды и какие. Медали: «За боевые заслуги» №254704, «За победу над Германией» от 9.05.1945 г.
    Фото №10 (цветное) «Военный билет отца».

    Анализируя данные выписки из военного билета, хочется сделать некоторые пояснения. Начало Великой Отечественной – 22 июня 1941 года, а отец мобилизован 15 ноября 1941. Осень. В это время оленеводы обычно возвращаются со своими семьями в Ловозеро с летних пастбищ по выпасу олений. Так, по образу жизни саамов, происходило ежегодно, как и в том жестоком 41-ом. 2-ой олений транспорт осуществлял, в частности, и перевозку грузов из Ловозера на Мурманское направление, где шли ожесточённые бои вплоть до полного освобождения Мурманской области от немецких захватчиков, хотя враг так и не смог вступит на Кольскую землю. Перевозимые грузы: оленина, шкуры и тёплые вещи из оленьих шкур, обувь из оленьих койб, сшитая женщинами, которые остались с малолетними детьми в тылу. Они заменили своих мужей при выпасе многочисленных стад оленей колхоза «Тундра», ловле рыбы. Женщины вместе с детьми постарше собирали дикорастущие ягоды, осушали болота, разрабатывали новые поля для выращивания картофеля, репы, капусты. Всё для фронта!

    Фото №11. Заготовка оленьих шкур. Ловозеро, колхоз «Тундра».

    Встречали, квартировали бойцов (не все были ловозерцами) при каждой новой загрузке обозов 2-ого оленьего транспорта. Досталось нелёгкая доля военных лет и дочерям деда Александра: Марине, Марии, Анне, Дарье, а также дочерям бабушки Александры, моим тётям по отцовской линии – Анне, Маремьяне, Марии. Парадоксальный факт из военного билета отца. Известно всем, что День Победы – 9 мая 1945 года окончание Великой Отечественной войны. А отец в составе 35-ого гвардейского стрелкового оказывается с августа по октябрь 1945 года, т.е. почти три месяца до полной демобилизации и возвращения на малую родину – в Ловозеро. Как и говорила бабушка Александра, провожая сыновей на фронт, отец, к счастью, вернулся живой и без ранений. Позднее, когда папа вспоминал о войне, всё время сокрушался о последних месяцах службы в районе Кенигсберга (с 1946 года Калининград). Почему-то говорил, что зря нас туда послали с Кольского полуострова.


    После войны для моих родственников наступила привычная жизнь оленеводов. Хотя в семейной жизни оленевода свои трудности: оседлая – зимой, кочевая – летом. И свои радости – удивительная встреча с Тундрой! Это необыкновенное волнение взрослых перед отправкой в тундру передавалось и нам – детям. Мы всегда с нетерпением ждали этого момента: многочисленные райды (оленьи обозы) одна за другой идут, и, кажется, ничто не может быть преградой на пути – ни реки, ни ручьи, ни болота, ни подъёмы, ни спуски… Первая райда, помнится, несомненно была у моего отца, отлично знавшего, где провести вереницу райд на летнее стойбище у реки Мудъйок (приток реки Воронья), где нас ждали вежи – постоянные саамские летние жилища.
    Отрывок из рукописи «Избранное. Связующая нить времен».
    С.Е.Заборщикова/Захарова/.

    Памяти участникам Великой отечественной войны: Один комментарий

    1. sirrke

      Спасибо! Очень интересно. Мой дед, Журавлев Михаил Матвеевич, так же воевал под Кенигсбергом, связист, был ранен там, легко, ногу прострелили навылет, кость не задета, подлатали и отправили дальше, правда в свою часть он уже не попал, отправили на другой фронт, штурмовал Берлин. Как знать, может он и с Егором Андреевичем под Кенигсбергом встречался.

      Нравится

    Добавить комментарий

    Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

    Логотип WordPress.com

    Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

    Фотография Facebook

    Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

    Connecting to %s