Вести с полей: #Реестр КМНС

В социальных сетях каждый человек делится какой-то информацией.  А особенно она ценна, когда в ногу со временем и с изменениями в законодательстве, которое, вроде бы должно улучшать жизнь граждан страны.

Вот и этот пост как сводка с полей законодательных инициатив. В свете последних событий и обсуждений напрашивается вопрос: А так ли это на самом деле?

Мы говорим о Реестре для коренных малочисленных народов, который уже поддержало Правительство РФ.

Мурманская область — Республика Саха (Якутия)

Просторы нашей страны огромны. Начнем с Мурманской области. Мы все следим за делом Андрея Данилова.

Детство прошло в стаде

«Моя бабушка всю жизнь проходила в саамской одежде, она никогда не надевала русскую, хотя над ней смеялись. Я сам в шестнадцать лет настоял, чтобы в советском паспорте поставили национальность «саами», хотя мне говорили: «Зачем, напиши, что ты русский». На мне всегда есть атрибут саамской одежды, например ремень, сумка, значок. Я постоянно должен идентифицировать себя как саами.  Для удостоверений фотографируюсь только в национальной одежде», — объясняет Андрей Данилов.

Саамскому активисту отказано

«Решение суда — отметку в охотбилете не ставить, — сообщил Центру содействия КМНС Андрей Данилов. — Для ведения традиционной охоты коренные народы должны проживать в тундре, в традиционных жилищах, пищу и все для житья добывать сами, не иметь другого дохода. В общем, назад в средневековье. Никаких современных благ и цивилизации. Вот что будет при принятии реестра-учета КМНС, который так продвигают в последнее время. Не боюсь последствий. Готов далее к борьбе за отстаивание прав коренных народов.

Делюсь рассказом о жизни коренных народов Якутии. В гостях побывала Ульяна Алексеевна Винокурова, руководитель научно-исследовательского центра циркумполярной цивилизации, доктор социологических наук, профессор кафедры народной художественной культуры АГИКИ.

Ульяна Алексеевна — награждена Общенациональной премией «ПРОФЕССОР ГОДА – 2019».  

 

Дочери шамана Синий орел

Сегодня я побывала в гостях у Илбэк –Анны и Хелгук-Марии, дочерей шамана Синий Орел — Ивана Александровича Булдыкина, первого председателя Березовского нассовета, депутата и орденоносца. Мария с мужем, Николаем Семеновичем, потомственным оленеводом с 52 летним стажем, живут в частном доме под Чочур Мураном, что является окраиной города Якутска. Во дворе у них поставлена чора дю – яранга из 60 выделанных шкур оленей. Пол застелен зелеными ветками лиственницы и красивыми шкурами оленей. Из короткой трубы железной печки выпрыгивают языки пламени, на столе – эвенские блюда из оленины и рыбы. (Фото У.А. Винокуровой)

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Наша встреча проявила живые воспоминания о родной Березовке, которую они называют Хо эйэн, что в переводе с эвенского означает «быстрое течение». Сестрам 84 и 73 года, живо вспоминают, как кочевал их род по Гижиге и Налхану, как узоры их одежды в точности напоминают фотографии эвенов Магадана, снятые Иохельсоном.

Отец Илбэк, в переводе Зарница и Хелгук, что означает молодой побег растения, был мужественным вождем племени Булдыкиных, вместе с многотысячным стадом уводил сородичей от советской власти вплоть до 1954 года, и только после смерти Сталина он согласился войти в советский строй и для контроля над преобразованиями сам стал председателем наслежного совета. Я тоже помню трудный период советизации, перевода на оседлый образ жизни, эвенских детей, приехавших обучаться в г.Среднеколымск. Мы росли с эвенами в селе Алекокель. Представляю, как им было трудно. Это была тяжелая ломка уклада жизни. И она продолжается до сих пор.

У Анны Ивановны дом в Березовке сгнил, сама перенесла тяжелый инсульт. Выдающаяся мастерица эвенской одежды не может держать иголку в руках, не может ходить. Дочери Светлане, учительнице эвенского языка в Эвено-Бытантайском улусе, пришлось взять отпуск по уходу за больной, влезть в ипотеку, купить квартирку в Якутске и заботиться о матери.

Дом Марии Ивановны подвергся сильному наводнению 2017 года так, что стал непригодным для жилья. Пришлось перебраться к дочери в Якутск, тем более муж, знатный оленевод Николай Семенович тоже перенес инсульт, нуждается в лечении. Купили в кредит частный дом, где я и побывала в гостях у потомственной эвенской семьи, всю жизнь трудившейся в оленстадах на исконных землях. Мария прекрасно шьет и этому мастерству обучила дочку Алену. Поставили во дворе родную чора дю, собственноручно сшитую, внутри которой стихает тоска о покинутой жизни оленевода.

Сестры с удовольствием вспоминали своих сородичей: как танцевали сээдьэ прямо на оленьих пастбищах, когда возвращающиеся с дежурства братья создавали круг еще по пути и запевали издалека, и так все лето каждый день; как шаман Павел вылечил от клептомании мужчину, прямо на глазах у всех вытащив из его вытянутых пальцев извивающихся червей; как впервые воспользовались услугами ветеринара Елены, не умеющей ездить верхом на оленях, но зато умеющей их лечить. А Елена Прокопьевна присутствовала на нашей встрече и уточняла подробности их общей юности. Спели на эвенском языке личные песни-алма давно ушедших земляков, воскрешая их образы, чувства и мысли.

 

Встреча с прошлым и настоящим

Так прошла эта встреча с прошлым и настоящим выдающихся эвенов. А переводила неспешную беседу Антонина Афанасьевна, ученый-филолог из Березовки, зав.кафедрой северной филологии СВФУ.

Я напросилась на эту встречу для того, чтобы убедиться, насколько косный законопроект придумали в Госдуме под названием «О внесении изменений в федеральный закон от 30 апреля 1999 года №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Предлагается введение федерального реестра коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, куда могут быть занесены только две категории граждан:

1) лица, относящиеся к малочисленным народам, постоянно проживающие в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами.

2) лица, не относящиеся к малочисленным народам, но постоянно проживающие в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Я ездила более десяти раз в США, чтобы изучить положение и юридический статус коренных американцев. У них более 500 племен имеют прямые договорные отношения с федеральным правительством, свои конституции и автономию самоуправления. Подобный опус, как вышеназванный законопроект, является вопиющим нарушением и ущемлением прав коренных народов, утвержденных ООН в 2007 году.

Наглядно несуразность законопроекта видна на судьбах оленеводческих эвенских семей дочерей шамана Синий Орел.  © Ульяна Винокурова

Вороника в Оленьем бульоне

И как вишенка на торте, вернее, вороника в оленьем бульоне,  фрагмент видео с заседания Правительства РФ был одобрен законопроект, более известный как «законопроект об учете коренных народов» или «реестр коренных народов».

Посмотрите, сделайте свои выводы, о чем хотел сказать, донести  Г.П Ледков и на что обратил внимание Президента. Говорит не о Реестре, а о самопереписи. Похоже, что то разные вещи.

 

Ранее мы обсуждали:

Дефекты законодательства

Идите-ка, вы в суд!

Охота — право на жизнь

Реестр не решит проблем

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s