«Не хочу быть цирковым животным!»

Швеция начинает процесс публичного покаяния перед коренным народом саами

«Ты не сможешь учиться дальше. У тебя нет умений, которые есть у шведских детей. Исследования показали, что твой народ не приживается в городе. Вы должны оставаться тут — или погибнете», — пять лет назад в Скандинавии фильм «Саамская кровь», снятый совместно датчанами, норвежцами и шведами, стал болезненным психологическим триггером. В нем история двух сестер: одна прожила жизнь в тундре, другая сбежала в город и ценой адских усилий «превратилась в шведку», скрывая саамское происхождение. «Не хочу быть цирковым животным!» — говорит она, навсегда прощаясь с семьей.

24 ноября в соборе шведского города Упсала архиепископ Антье Якелен принесла публичные извинения народу саами. Это покаяние стало итогом 10-летнего расследования официальной церкви, признавшей собственную причастность к евгеническим экспериментам, нарушению человеческого достоинств и продвижению колониальных идей.

«Правда причиняла и продолжает причинять боль, но нам нужно донести ее до людей, чтобы укрепить доверие там, где недоверие имеет глубокие корни», — объясняла архиепископ свою позицию месяц назад на официальной встрече.

Насильственная ассимиляция коренного народа саами в сочетании с расовой сегрегацией и поражением в правах была реальностью до 70-х годов ХХ века. Это заметное пятно на репутации Швеции, которая гордится — и небезосновательно — своей репутацией социально ответственного государства. Поэтому драма саамского народа — травма не только для самих саамов, но и для шведов. И лечат эту травму до сих пор, пытаясь заживить неисцеленную рану. Лечение получается болезненным.

Антье Якелен сидит в парадном облачении. У нее седая голова с короткой стрижкой: серебряные волосы, серебро шитья на епископской ризе. Вокруг нее сидят люди в саамских костюмах. Синее сукно, красный орнамент. Горят не свечи: пылает огонь в переносном очаге. Как будто мы не в кирхе, а в тундре. Эта церемония не похожа на обычное лютеранское богослужение. Эта церемония вообще ни на что не похожа, потому что каются не прихожане, а сама церковь.

«Сегодня я стою как епископ в церкви перед вами, народом саами, и хочу признаться, что мы не встречались с вами глазами», — говорит архиепископ Якелен, апеллируя к легенде о горбунье, которая не могла поднять глаз на небо, и лишь встретившись взглядом с Христом, выпрямила спину.

«Мы не выступали против расизма и злоупотребления властью. Мы возложили на вас несправедливое бремя. Мы наделили ваших предков и прародительниц позором и болью, которые достались в наследство новому поколению, — продолжает женщина-архиепископ. — Доказательства подтверждают причастность нашей церкви к жестокому обращению с саамским народом. Раны, боль, стыд, гнев реальны. Мы не были верны в своем ученичестве. Вместо этого, чтобы признать образ Божий в саамских братьях и сестрах, мы попытались переделать их по собственному образу и подобию. Мы не были чувствительны к присутствию Святого Духа во всем творении». Слова беспощадные и честные. Колониальная политика привела к насильственной христианизации саамов, запрету преподавания на саамском языке, недоступности высшего образования и расцвету расовой биологии в государственных институциях. В 70-х годах саамские общины сами начали требовать равноправия и добились его на уровне законодательном: в 1977 году Швеция признала саами коренным народом. В соответствии с законом этот статус дает особые права в дополнение к вытекающим из статуса национального меньшинства, например, правом на самоопределение. Но международные правозащитные организации периодически фиксируют дискриминацию в повседневности до сих пор.

Подробнее: Здесь

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s